— Кристина, расскажи о выставке. Из каких работ она состоит, где была открыта, сколько продлится? Кто был на открытии и как прошло открытие выставки?
— Выставка открылась в галерее Futura на улице Политических заключенных, 9, в Праге, и продлится она до конца текущего года. Выставку открывала депутат Европейского парламента и председатель Коммунистической партии Чехии и Моравии Катерина Конечна, которая вместе с фоторедактором газеты Halo noviny Романом Блашко организовала это мероприятие.
На выставке представлены мои фотографии, снятые за годы работы в Донбассе и во время 44-дневной войны в НКР. Они входили в мои текстовые репортажи, поэтому, конечно же, требовали контекста и пояснений. Поэтому я регулярно встречалась с людьми и рассказывала им истории героев тех или иных работ. Во время открытия выставки Катерина Конечна сказала, что всегда боролась против диктата военно-политических союзов и, как политик, искала пути к миру.
На следующий день после открытия выставки я встречалась в чешском Сенате с сенатором Ярословом Доубравой, который поздравил меня с открытием выставки и вручил письмо с благодарностью. Он в свое время выступал против бомбардировок Югославии, был в этой стране в ее тяжелые годы, а в 2014 году ездил в Донбасс и даже написал книгу о своих впечатлениях.
Было очень приятно не только внимание к Донбассу, к моей работе, но и знакомство с этими людьми. Это потрясающие люди, которые не боятся идти против течения и в условиях гегемонии русофобской прозападной повестки пытаются узнавать и доносить альтернативную информацию. Я на протяжении этого года опубликовала несколько интервью с жителями Донбасса в издании Halo noviny. И предполагалось, что мы полетим в Прагу вместе с моими героями, Ольгой Сидоренко и Светланой Симбирцевой, жившими долгое время на линии фронта. Однако у них возникли трудности с документами, и чтобы не отказываться от идеи полностью, было решено провести выставку моих работ.
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/23/1032722334_0:0:0:0_600x0_80_0_0_b1f1f014b8e82612bcb18bd4fe455d13.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/23/1032722362_0:0:0:0_600x0_80_0_0_07346bf10ca7463d22b4764d3415c0db.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/23/1032722395_0:0:0:0_600x0_80_0_0_8eedcb9fa77710ac858b7b9ab9897700.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/24/1032722448_0:0:0:0_600x0_80_0_0_94d7391119e426f7b6cce93d7551748a.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/24/1032722434_0:0:0:0_600x0_80_0_0_65cf3bbdd3b02bff1205f7e9d53470da.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/24/1032722461_0:0:0:0_600x0_80_0_0_a468f5d333d65178cf6fa254f97af1da.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/25/1032722569_0:0:0:0_600x0_80_0_0_1e537f9dc5840548816d57bb8029c7f4.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722602_0:0:0:0_600x0_80_0_0_ee714fa9d8e55aa5dbf8e7e0deb01221.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722615_0:0:0:0_600x0_80_0_0_ff30889de1d12779fd23e45d3153a325.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722656_0:0:0:0_600x0_80_0_0_c48dea82e0565324cd1297cdb327251e.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722628_0:0:0:0_600x0_80_0_0_8f85539741c64e88cfbe24f7eea14038.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722670_0:0:0:0_600x0_80_0_0_9ec3beefc24bb3b30d1a677ede4f584b.jpg)
![](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103272/26/1032722643_0:0:0:0_600x0_80_0_0_d394ea776eb919ffd8d55e4174bb9e4b.jpg)
— При помощи какой техники ты делала фотографии? Кто изображён на фото и по какому принципу они отбирались?
— Сони Альфа 7 II. В 2017 году я купила этот на тот момент передовой фотоаппарат в кредит из соображений идейных и честолюбивых, делать фото и дополнять ими свои тексты. Ни одно из этих фото я не продала, не заработав на них ни гроша, а после публикации фотографий архивы не хранила, не надеясь, что когда-либо будет возможна выставка, потому что не видела заинтересованности в них. Увы, так пропало немало теперь уже ценных с исторической точки зрения фото.
Например, несколько поездок к Пятнашке на передовую, которая уже разбита и недоступна для съемок. Раньше я тоже писала о Донбассе, но тогда мы ездили с моим другом и фотографом Рамилем Сафиным. Фото в выходивших до 2017 года текстах принадлежали ему. Как я уже объяснила, архивов стройных не было, системы тоже. Потому что я не занималась фотопроектами, я дополняла свои тексты. Я собрала все наиболее важные для меня уцелевшие фотографии, и мы вместе с Романом Блашко отбирали их, руководствуясь исключительно соображениями эстетическими и смысловыми. Никакого цензурирования и запретных тем не было.
— Кристина, как вообще так вышло, что выставка стала возможна в Европе? Мы же прекрасно знаем европейское отношение к проблеме Донбасса и тут такой прорыв информационной блокады.
И я понимаю, насколько на самом деле важно было то, что мы делали общими усилиями. Причем в регионах Чехии мои выступления длились по несколько часов (я рассказывала о своем журналистском опыте и мы на проекторе показывали фото с моими комментариями и работой переводчика, все это было достаточно долго), но никто не уходил, все заинтересованно слушали. Для людей это был как глоток чистого воздуха, потому что официоз и так называемый мейнстрим твердит им прямо противоположное.