В своей статье о «Партии шариков», опубликованной вечером 15 июля, я дважды упомянул о том, что «Партия Шария», если сможет преодолеть 2% барьер на выборах, сможет претендовать на финансирование со стороны государства, причем весьма щедрое (десятки миллионов гривен в год).
Между тем, информацию о финансировании партий необходимо расширить.
Долгое время единственным источником финансирования политических партий на Украине являлись их собственные средства и средства их спонсоров. Так было до принятия закона от 8 октября 2015 года №731-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции».
Новый закон добавил в существующее законодательство отдельный раздел под названием «Государственное финансирование политических партий», согласно которому «за счет средств государственного бюджета финансируется уставная деятельность политических партий, не связанная с их участием в выборах народных депутатов Украины, выборах президента Украины и местных выборах, в том числе оплата труда работников уставных органов политической партии, ее местных организаций в порядке, предусмотренном законодательством; возмещаются расходы политических партий, связанные с финансированием их предвыборной агитации во время очередных и внеочередных выборов народных депутатов Украины».
Каким образом это происходит? «Ежегодный объем государственного финансирования уставной деятельности политических партий, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право на такое финансирование, составляет две сотых размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета, умноженного на количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины. Общее количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе, определяется на основании данных протокола Центральной избирательной комиссии о результатах последних очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины в общегосударственном многомандатном избирательном округе».
Однако тогда была сделана одна маленькая хитрость. «Когда депутаты принимали этот закон, в него внесли поправку, согласно которой эта норма вступает в силу только после следующих парламентских выборов… Поэтому сегодня государственное финансирование получают только 6 политических партий, представленных в Верховной Раде», — рассказал на пресс-конференции 9 октября 2018 года в Днепре аналитик центра «Эйдос» Сергей Адаменко.
Закон вводился формально для противодействия коррупции, но в сущности его целью было, во-первых, ограничить перевод денег на партийные счета из-за границы и от частных спонсоров, а во-вторых, дополнительно «подпитать» деньгами сформировавшуюся к 2015 году правящую коалицию в лице "Блока Петра Порошенко" и «Народного фронта», набравших максимальный результат (21,82% и 22,14%) именно по партийным спискам. Тогда никто не предполагал, что вскоре партии растеряют свои рейтинги и «Народный фронт» на следующих выборах не соберет вообще ничего, а партия Порошенко будет «болтаться» в рейтингах на третьем-четвертом месте, не добирая даже до 10% голосов.
Попутно перепало и прочим партиям, сумевшим пройти в Раду. «На 2018 год им всем суммарно должно было быть выделено более миллиарда гривен, но были внесены изменения в закон, и привязку к минимальной зарплате заменили привязкой к прожиточному минимуму. И партии получили 513 миллионов гривен», — отметил на пресс-конференции Адаменко.
Адаменко назвал и точные цифры: «Народный фронт» (3 млн 884,1 тыс. избирателей по партийным спискам) — 132 млн 80,3 тыс. гривен, «Блок Петра Порошенко» (3 млн 437,5 тыс. избирателей) — 130 млн 184,9 тыс. гривен, «Самопомощь» (1 млн 729,3 тыс. избирателей) — 65 млн 462,3 тыс. гривен и еще 51 млн 367,1 тыс. гривен за соблюдение гендерного равенства в партии, «Оппозиционный блок» (1 млн 486,2 тыс. избирателей) — 56 млн 262,4 тыс. гривен, «Батькивщина» (894,8 тыс. избирателей) — 33 млн 886,9 тыс. гривен.
«Радикальная партия» Олега Ляшко, хотя и набрала на выборах 1 млн 173,1 тыс. избирателей, денег по линии государственного финансирования не получила, так как в 2016 году не представила документы. Вообще же, финансирование доступно лишь после аудита партии. А вот с этим в партии Ляшко, пожалуй, было хуже, чем во всех прочих.
Итак, вернемся к «Партии Шария». Предположим, на этих выборах она преодолеет 2%-й барьер. Сколько она получит денег от государства?
Вопрос в том, что неизвестно, сколько избирателей придет на выборы. К примеру, на март этого года Центризбирком официально зарегистрировал 26 млн 612,0 тыс. избирателей, на выборы 21 марта пришло 18 млн 893,9 тыс., на второй тур 21 апреля — 18 млн 491,8 тыс. Допустим, на выборы 21 июля придет ровно 18,5 млн избирателей, и за «Партию Шария» проголосует 2%, то есть ровно 370 тыс. чел.
Согласно параметрам государственного бюджета Украины, с 1 января 2019 года прожиточный минимум составляет 1853 гривны. Помножив эту цифру на 0,02 и на количество избирателей, получим 13 млн 712,2 тыс. гривен, которые будут положены «Партии Шария» из бюджета страны в 2020 году. По нынешнему курсу это 531,5 тыс. долл., или 44,29 тыс. долл. в месяц.
Интересно, что, согласно опубликованным общественным движением «Честно» предварительным данным Центризбиркома, официально «Партия Шария» к 10 июля собрала 4,0 млн гривен и потратила пока что только 2,1 млн гривен, всего ничего. Но это и неудивительно — офисов у партии нет, сотрудников тоже, деньги тратятся разве что на шарики и баннеры, да и то если люди их не покупают сами — в этом случае их и собирают через счета партии.
По итогам выборов партия, скорее всего, выйдет в ноль, а может, даже в плюс по деньгам. А далее — возможность получения государственного финансирования, растущего из года в год вместе с размером прожиточного минимума. Если ничего не случится, не сорвется аудит и не распустят досрочно Верховную Раду, за пять лет это составит порядка 80 млн гривен.
Конечно, Шарий и так неплохо зарабатывает на монетизации своего видеоблога в YouTube (по подсчетам, актуальная цифра составляла пару лет назад около 50 тыс. долл. в месяц), но рекламодатели в последние годы уходят с этой площадки. Так что доходы от государственного финансирования партии будут очень кстати и весьма существенны.
Правда, и это тоже надо иметь в ывиду, это финансирование станет для него доступным только после аудита партии и ее финансовых документов.