«С 1 августа 2019 года во время ввоза на таможенную территорию Украины товаров происхождением из Российской Федерации, независимо от других видов пошлины, вводится специальная пошлина в процентах к таможенной стоимости товаров по определенным ставкам», — говорится в сообщении пресс-службы Минэкономразвития.
При этом размер дополнительной пошлины в министерстве не называют. Уплаченная специальная пошлина будет аккумулироваться в специальном фонде государственного бюджета и использоваться для финансирования мероприятий по импортозамещению.
15 мая премьер-министр Украины Владимир Гройсман предупредил, что в ответ на действия РФ Украина введет эмбарго на некоторые товары и специальные пошлины. В частности, Украина ввела эмбарго на российские цемент и фанеру.
Экономический аналитик Александр Рябоконь отмечает, что украинское правительство намеревается применить дополнительные спецпошлины в отношении заведомо более сильного игрока на мировой экономической карте и к тому же члена ВТО.
Собственно о сути, механизмах имплементации и размере спецпошлин в отношении российского экспорта в Украину пока известно слишком мало. Разве что исключение из будущего «санкционного списка» чувствительного для Украины импорта — угля, кокса, нефтепродуктов, сжиженного газа и фармацевтической продукции. Согласно международному законодательству дополнительные спецпошлины страны-члены ВТО могут устанавливать по отношению друг к другу в определенном порядке. Во-первых, в качестве защиты национального производителя в условиях усиленного роста импорта, но согласно расследованию и по одобрению Межведомственной комиссии по международной торговле ВТО. И, во-вторых, в ответ на недружественные и дискриминационные действия других стран и союзов, но могут применяться только в отношении стран, не являющихся членами ВТО. На практике Украина использовала ранее этот инструмент против части белорусского экспорта, однако Беларусь не является членом ВТО, в отличие от России. Фактически имеем однозначное и явное нарушение законодательных норм и правил ВТО со стороны украинского правительства.
Аргументация данного решения украинским правительством имеет довольно размытый характер. Статья 29 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» не имеет большого веса в условиях существующего признания первичности международных договоров. А апелляция к недавнему решению Органа по решению споров в ВТО по делу «Россия. Мероприятия относительно транзитных перевозок» как к прецеденту весьма сомнительна как по существу вопроса (разница между транзитом и торговлей), так и собственно трактовкой и аргументацией ст. 21 ГАТТ об исключениях по вопросам безопасности (почему ранее опасность отсутствовала, например?). В целом время до прояснения и конкретизации позиций и внедрения дополнительных спецпошлин с украинской стороны (до 1 августа) еще имеется. Учитывая происходящую ныне в Украине смену конфигурации во власти, исключать существенных изменений в ракурсе рассмотрения украино-российских санкционный войн нельзя.
Впрочем, в любом случае мяч уже находится на российской стороне поля, а в ответ — выбор есть более чем широкий.
Баш на баш
История взаимных санкций стартовала в 2016 году, когда Россия отменила режим зоны свободной торговли в отношении Украины и ввела продовольственное эмбарго. Это решение руководства РФ стало реакцией на начало действия с 1 января зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. О том, что подобные меры будут приниматься российским правительством, Украина была предупреждена еще до того, как заработало соглашение об ассоциации с ЕС. Украинские власти, тем не менее, ввели зеркальные торговые санкции против РФ, которые ежегодно пересматриваются и дополняются.
Десятого апреля 2019 года Кабмин Украины одобрил расширение перечня товаров из России, на поставку которых введено эмбарго. В санкционный перечень внесли банки для консервирования, формалин, пружины для тележек грузовых вагонов и т.д.
В ответ на решение украинского Кабмина 18 апреля на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия запрещает экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину. По его словам, с 1 июня нефть, нефтепродукты и уголь можно будет ввезти при наличии соответственного разрешения.
«Идет обычная игра, которая шла и раньше. По-английски это называется Tit for tat, или, как у нас говорят, баш на баш. Шаг от Украины был абсолютно ожидаем, потому что недавно Россия принимала шаги со своей стороны. Говорить, что можно идти в максимум каждой из сторон — неправильно, поскольку такая тактика не задействована. Я даже не скажу, что это тактика выматывания, это просто «то на то». Не стоит ожидать, что это абсолютная катастрофа, но такой шаг сделан. И это не катастрофа ни для одной из сторон. У нас все равно сокращенный импорт из России (хотя, кстати сказать, он увеличивался в последние несколько лет). И введение спецпошлин — это точно не эмбарго. Если бы хотели разорвать отношения, то вводили бы полное эмбарго еще в 2014 году», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
При этом экономист подчеркнул, что уменьшение торговли всегда несет негативные последствия.
«Это повлияет со знаком минус и на россиян, и на украинцев. Оценить последствия в денежном выражении я бы не взялся прямо сейчас, поскольку сразу же после этого ограничительного шага по импорту мы с вами увидим рост импорта на территорию Украины по данной группе товаров, но со стороны Беларуси и Казахстана. И немного — Европейского союза. От ЕС будет действительно замещение этой группы товаров (если это возможно, потому что там не по всей группе товаров это возможно). Из Беларуси и Казахстана получим практически то же самое, что было произведено в России: либо вообще российское с перемаркировкой, либо белорусские и казахские заменители, как это уже было по другим группам», — пояснил Устенко.
Он обратил внимание, что введение дополнительных пошлин не коснулось энергоносителей и фармацевтики, жизненно важных для Украины.
Экономист напомнил, что Украина является членом ВТО, и в принципе у России есть возможность оспорить введение дополнительных пошлин.
«Мы вступали в ВТО раньше, чем россияне, мы тогда долго обсуждали пошлины. И средневзвешенная пошлина — 10%. И увеличение пошлины означает, что идет нарушение договоренностей в рамках ВТО, поскольку в рамках ВТО Украина должна давать всем режим, о котором договаривались. Потенциально Россия может оспорить в ВТО введение дополнительных пошлин. Но я очень сомневаюсь, что это будут делать, потому что этого не делали, начиная с 2014 года. Да, это нарушение, но, с другой стороны, мы живем в мире новой нормальности: кто думал, что можно, например, вести торговую войну Китаю и США? А оказывается — можно, и ведут», — сказал Устенко.
Коломойский и дороги
Что касается запрета на ввоз цемента из России, то это сулит определенную выгоду украинскому бизнесмену Игорю Коломойскому. Как сообщил еще 12 апреля на своей странице в соцсети аналитик энергетического рынка Дмитрий Марунич, Игорь Мазепа покупает для своего давнего партнера и клиента Игоря Коломойского компанию «ХайдельбергЦемент». Акции приобретаются инвесткомпанией Мазепы Concorde Capital на кипрскую компанию Overin Limited, созданную в 2016 году. Дочка мирового гиганта HeidelbergCement AG владеет в Украине тремя цементными заводами — «Криворожский», «Каменский» и «Амвросиевский».
«Зачем Коломойскому цементные заводы? Никогда раньше у олигарха не возникало желания выходить на конкурентный рынок и строить бизнес, не связанный со схемами. И в банковской сфере, и в ферросплавном бизнесе, и в авиации, и в энергетике Коломойский, как правило, делал ставку на преференции со стороны государства, монопольное положение, возможность уходить от уплаты налогов. Бизнес как бизнес его не интересовал. Откуда тогда желание выйти на рынок, где конкурирует множество производителей? Ответ находим в предвыборной программе Зеленского. Кроме общих рассуждений о необходимости замены в Украине «всего плохого на все хорошее», у Зеленского есть два вполне четких обещания. Отмена формулы «Роттердам+» и строительство бетонных дорог», — пояснил Марунич.
По словам руководителей Министерства инфраструктуры, масштабный переход к строительству бетонных дорог приведет к резкому росту стоимости цемента, который сразу же станет дефицитным товаром.
«Именно на искусственный дефицит, похоже, делает расчет Коломойский. Ни у кого нет сомнений, что в случае избрания Зеленского львиная доля заказов на строительство дорог очень быстро окажется у скандально известной автодорожной компании ПБС главного «укроповца» Александра Шевченко. А цемент для производства бетона обеспечат заводы Коломойского. Как видим, за предвыборным обещанием Зеленского скрывается уже просчитанная бизнес-схема освоения бюджетных миллиардов», — прогнозирует Дмитрий Марунич.