Первый случай произошел в ночь с 5 на 6 февраля в Запорожье, где был подожжен храм в честь преподобного Алексея Карпаторусского. Фотографию храма с крупно нанесенными на стену рунами SS опубликовал на своей странице в Facebook (сейчас сообщение недоступно, очевидно, фотография была заблокирована соцсетью за неонацистскую символику) заведующей епархиальной канцелярией протоиерей Геннадий Елин.
8 февраля Елин сообщил о том, что пострадавший храм посетила мониторинговая миссия ОБСЕ, опубликовав совместные фотографии с представителями международного органа.
Следующий случай произошел в том же регионе. «В ночь с 10 на 11 февраля в городе Запорожье осквернен второй за неделю храм Запорожской епархии УПЦ, (на этот раз. — Авт.) освященный в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Совершена попытка поджога и краской нанесена нацистская символика, — сообщил в Facebook протоиерей Елин. — На месте происшествия работает полиция».
На опубликованной Елиным фотографии видно темное пятно на углу храма, очевидно, от поджога (точнее, его попытки — сам храм каменный), но упомянутая им нанесенная неонацистская символика плохо различима. Однако на фотографии того же места пострадавшего храма немного с другого ракурса, опубликованной на сайте Главного управления Национальной полиции в Запорожской области, уже чуть лучше видна замазанная белой краской свастика (типичный Hakenkreuz Третьего рейха) и еще какие-то неразличимые уже надписи.
Вслед за этим поджигатели проявились в Николаевской области.
«Рано утром 10 февраля неизвестными был совершен поджог Свято-Ильинского храма села Зеленый Яр Доманевского района, — сообщается на сайте Вознесенской и Первомайской епархии УПЦ. — Злоумышленники выбили окно и бросили бутылку с зажигательной смесью. В церкви были выбиты и повреждены стекла, сгорела занавеска и повреждены две ковровые дорожки на полу, стены покрылись копотью, иконы и полотенца на иконах почернели от гари».
Судя по описанию, речь идет о хорошо подготовленном поджоге, сопровождавшегося вандализмом: «Перед тем как поджечь храм, преступники отключили электропитание, из-за чего сигнализация и видеокамера не сработали. Стоящий у входа в церковь деревянный крест пытались вырвать из земли, но не сумели».
К сожалению, фотографий поджога не опубликовано ни на сайте епархии, ни на сайте УПЦ, ни в местных СМИ (очевидно потому, что события произошли в отдаленном селе).
Зато подробной фотогалереей сопровождается сообщение на сайте Криворожской и Никопольской епархии УПЦ о том, что «15 февраля 2019 года в день праздника Сретения Господня, около 19:30, группа неизвестных совершили акт вандализма над храмом Вознесения Господня города Кривой Рог, находящегося в жилом массиве Южного ГОКа».
На фотографиях видно и место на крыльце храма, где разбилась стеклянная бутылка с зажигательной жидкостью, и крупно нанесенная на наружную стену рядом с обгоревшей дверью аббревиатура 14/88, служащая своего рода символом credo современных неонацистов.
Наконец, 17 февраля информагентство УНН сообщило со ссылкой на Национальную полицию о задержании на месте преступлений группы поджигателей храма в Запорожье. Как уточняется, задержание произошло 16 февраля: «Двое мужчин, один из которых житель Запорожья, а другой — одного из сел области, и женщина перелезли через забор вокруг двора церкви. Далее один из мужчин пытался поджечь храм с помощью воспламеняющегося вещества и самодельного факела. Однако у него ничего не получилось. При попытке убежать поджигателей задержали правоохранители».
Подобные поджоги уже происходили несколько лет назад во время очередного пароксизма насилия на религиозной почве в той же Николаевской области, где в ночь с 18 на 19 октября 2014 года практически одновременно были брошены «коктейли Молотова» сразу в два храма областного центра. В каждом из случаев рядом были нанесены стилизованные под скандинавскую рунику надписи неоязыческого характера.
Вскоре полиция задержала поджигателей на месте очередного преступления, ими оказались три юноши, исповедующих неоязыческие и неонацистские идеи (незадолго до этого они посещали марш, проведенный полком «Азов» в Киеве). Вполне вероятно, что адепты таких же взглядов проявляют себя аналогичным образом и сейчас, что я предполагал в статье о современных украинских неоязычниках, опубликованной на сайте Украина.ру 6 февраля: «Их связанная с правыми радикалами часть, скорее всего, примет участие в давлении на православных» (реализуя на практике свою ксенофобию).
В любом случае очевидны две вещи.
1. На Украине идет активное наступление на каноническую православную церковь, которое сопровождается поджогами церквей и вандализмом со стороны радикалов.
2. Это наступление ведут неонацистские группировки, поддерживающие автокефалию Православной церкви Украины.