Фантастика рулит!
С началом войны в Донбассе бывший офицер-ракетчик, капитан в отставке Федор Березин отправился защищать свой родной край от интервенции украинских националистов. Воевал в Славянске и под Донецком. Сегодня он вернулся в строй писателей, завершил новый роман.
Под стать Березину его заместитель, еще одни известный писатель, ученый, переводчик Владислав Русанов. Он доцент Донецкого технического университета, специалист по бурению, автор чуть не двух десятков романов в стиле «фэнтези», а буквально недавно презентовал в донецком центре фонда «Русский мир» свой первый поэтический сборник «Отворите мне уста».
Поэт в Донбассе больше, чем поэт
Вместе с Россией
На днях в Рязани завершился всероссийский фестиваль национальной книги «Читающий мир», на котором донецкая издательская фирма "Edit" представляла первую книгу о Донбассе в жанре «трэвэлог» — «Донбасс для «чайников», отмеченную, подчеркнем, специальным призом «За верность Отечеству». Дипломы фестиваля получили еще две донецкие книги.
В последние годы интеграция культуры Донбасса в культурно-просветительское поле России приняло значительные размеры. Трудно перечислить все пункты этого процесса. Скажем только, что литература края органично и сразу стала частью обще русской литературы. Кроме имен упомянутых выше, читающая Россия познакомилась с творчеством поэта Елизаветы Хаплановой, прозаика Георгия Савицкого, публициста Лианы Мусатовой и многих других.
Пора в «Забой»
Группа донецких литераторов «Забой» вознамерилась отыскать пролетарские корни своей литературы, для чего подготовила к изданию альманах с аналогичным названием. В него вошли произведения современных прозаиков и поэтов, а также практически неизвестные труды предшественников на литературной ниве Донбасса из 20-х и 30-х годов. «Забой», к слову, это название первого литературного журнала края, организованного молодыми литераторами Евгением Шварцем и Михаилом Слонимским в Бахмуте (Артемовске) в 1923 году. Такая вот преемственность вырисовывается.
Мельпомена в огне
Под гром артиллерийских орудий на севере и западе Донецка рождалось и новое театральное искусство Донбасса. Задолго до войны Донецк стал популярен у лучших балетных танцовщиков мира благодаря ежегодному международному фестивалю «Звезды мирового балета». Примечательно, что за 24 года только в 2014 году по вполне понятным причинам фестиваль не проводился. Самые яркие звезды российского и мирового балета готовятся приехать в столицу Донбасса в начале октября. В «Донбасс Опере» приурочили к этим дням еще и премьеру «Пиковой Дамы» Чайковского. 6 и 7 октября на донецкой оперной сцене в этом спектакле будет блистать солист Большого театра Олег Кулько.
Настоящим взрывом зрительских симпатий отмечена в годы военного конфликта и судьба Донецкого академического музыкально-драматического театра имени Артема. Дончане всегда любили свою муздраму, но нынче эта любовь, кажется, сильна, как никогда. И то сказать — практически ни на одни спектакль театра нельзя достать билеты менее, чем за месяц. А на донецкую постановку «Юноны и Авось», которую и зрители, и специалисты ставят не ниже московского варианта от «Ленкома», записываются за два месяца. И это несмотря на то, что после премьеры рок-оперы Алексея Рыбникова на донецкой сцене прошло уже полтора года.
Но если бы только опера и драма — аншлаги на концерты в республиканской филармонии, на концерты классической и джазовой музыки стали обычным делом.
Осталось вернуть в Донецк его традиционный джазовый фестиваль «ДоДж», который существовал в городе миллиона роз с 1967 года. Сегодня его негде проводить, привычная площадка, Дворец молодежи «Юность», разбита была украинскими снарядами в 2014 году и пока не восстановлена полностью.
Кстати, недавно в Донецке было принято решение дать «Юности» имя великого земляка Иосифа Кобзона, чей памятник еще при жизни певца был поставлен как раз у стен Дворца молодежи. Вероятно, найдутся средства и для восстановления концертного зала, и для переформатирования «ДоДж».