Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин выступил с инициативой пересмотреть положение Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, которое касается взаимного признания границ.
«Во второй статье договора мы признаём территориальные границы Украины, а они, соответственно, наши — на момент подписания и ратификации этого документа. То есть речь идёт о том, что, подписав этот договор, Россия в 1997-м, а затем при ратификации в 1999 году подтвердила, что она считает Крым и Севастополь частью территории Украины», — пояснил парламентарий.
Москва и Киев подписали большой договор о дружбе в 1997 году с возможностью автоматического продления каждые 10 лет, если ни одна из сторон не сообщает о желании прекратить его действие в письменном виде не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного 10-летнего периода. Соответственно, заявить о намерении денонсировать документ Россия и Украина должны не позднее октября 2018 года, иначе договор продолжит своё действие до 2029 года.
Ситуацию вокруг фундаментального соглашения на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году прокомментировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Этот вопрос для меня далеко не актуален. Да, международно-правовые документы важны, но это дело юристов. Политически я считаю, что мы продолжаем уважать территориальную целостность Украины в тех границах, которые сложились после референдума в Крыму и после воссоединения Крыма с Российской Федерацией».
Эксперты и политики сходятся во мнении, что договор более выгоден именно Киеву, поскольку Москва официально признаёт территорию соседней страны в том составе, в котором она была до 2014 года. В связи с этим маловероятно, что инициатором пересмотра документа выступит украинская сторона, поскольку его положения полностью соответствуют официальной позиции — «Крым — оккупированная часть Украины». Сегодня на заседании согласительного совета Верховной Рады первый вице-спикер парламента Ирина Геращенко призвала не разрывать соглашение, а требовать от России его исполнения в том виде, как это прописано, то есть уважать целостность Украины с Крымом.
«Сейчас мы берём эту статью и несём в международный суд. А если бы мы позволили себе расторгнуть этот договор, россияне нам сказали бы: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств», — заявил заместитель главы МИД Украины Вадим Пристайко в интервью информационному агентству «Укринформ» в декабре 2016 года.
На сегодняшний день на рассмотрении международных судебных инстанций находится немало судебных тяжб между Москвой и Киевом, в том числе встречные иски «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в Стокгольмском арбитраже о положениях контракта от 2009 года на поставку и транзит российского газа, а также поданный 16 января 2017 года Украиной иск в Международный суд ООН по обвинению России в нарушении международных конвенций о противодействии финансирования терроризма и ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Отдельную категорию судебных разбирательств занимают дела, имеющие отношение к ситуации в Крыму. Киев подал в Европейский суд по правам человека пять исков против России, в которых обвиняет её в «аннексии» Крыма и нарушении права Украины как прибрежного государства в морских зонах у берегов полуострова; поддержке «сепаратистов» и участии в вооружённом конфликте в Донбассе; атаке на лайнер Boeing 777 в районе села Грабово Донецкой области 17 июля 2014 года ракетой зенитно-ракетного комплекса «Бук»; а также Киев недоволен решением Верховного суда Крыма о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией и запрете её деятельности на территории РФ.
Кроме того, Министерство юстиции Украины подало в Международный арбитражный суд несколько исков от лица государства с требованием возмещения убытков от потери имущества на территории Крыма после присоединения региона к России. Одно из дел касается незаконного, с точки зрения Киева, пользования Россией континентальным шельфом. Убытки украинской стороны глава ведомства Павел Петренко оценивал весной 2014 года в 950 млн гривен, со временем сумма превысила 1 млрд гривен с учётом девальвации национальной валюты. В августе 2016 года украинский «Ощадбанк» подал в Арбитражный суд иск на сумму более $1 млрд, в которую включены ущерб от утраты крымских активов, потери бизнеса, а также проценты, которые будут начислены до принятия трибуналом окончательного решения и до фактического получения компенсации.
В интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник допустил возможность односторонней денонсации большого договора о дружбе. По его словам, Киев, безусловно, будет использовать этот факт в международных судах, чтобы дополнительно продемонстрировать «агрессивную политику» России в отношении украинских границ.
«Разрыв документа постфактум после крымских событий не изменит ситуацию на полуострове, однако создаст дополнительные споры по украинско-российским границам даже по другим регионам, причём с обеих сторон. На Украине есть люди, которые говорят, что Белгород, Курск и Кубань — это украинские регионы. С другой стороны, некоторые говорят, что юго-восток — российский. Номинальная денонсация в значительной мере ухудшит международные переговорные позиции России, причём эту ситуацию обязательно используют и Украина, и ЕС, и США для того, чтобы в очередной раз объявить о разрушении Москвой мирового порядка», — заявил политолог.
По словам Бортника, денонсация договора по инициативе Москвы даст Киеву право на разрыв других соглашений, регламентирующих двустороннее сотрудничество, что приведёт к очередному витку политической эскалации на Украине. Большим договором о дружбе определены только политические рамки взаимодействия, а, например, порядок признания документов и стандарты торговли регламентируются более чем 200 межправительственными соглашениями. Политолог подчеркнул, что вопрос границ — это вопрос мира.
Согласно большому договору о дружбе, отношения между Россией и Украиной должны строиться на взаимном уважении и доверии. Стороны должны воздерживаться от действий, направленных друг против друга, и обязуются не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допускать использование своей территории во вред безопасности другой стороны. Кроме того, в нём прописан порядок сотрудничества между странами в различных отраслях: от гарантии права национальных меньшинств на свободное выражение, сохранение и развитие этнической, культурной, языковой или религиозной самобытности до сотрудничества в космической отрасли.