Керченский пролив — непростое место для судоходства. В очередной раз свою дурную славу он подтвердил в ночь на среду, когда стало известно о крушении судна «Герои Арсенала».
«По предварительной информации, следовал из города Азов в Турцию с грузом зерна. На борту находилось 12 членов экипажа. Приблизительная глубина в месте передачи сигнала SOS 100 метров», — сообщили в крымском МЧС.
В Росморречфлоте уточнили: среди 12 погибших было двое россиян, среди которых и капитан судна, девятеро украинцев и один грузин.
Спасатели организовали поиски, в том числе с привлечением бывших в районе крушения судов и крымских волонтеров. Пока говорят об одном спасенном — украинце Черненко 1982 года рождения. Позже обнаружили пустую шлюпку.
Это уже не первый несчастный случай с украинскими моряками. Ukraina.ru разбиралась в произошедшем.
На заработки
После развала Советского Союза и развала Черноморского морского пароходства, бывшего вторым по величине в мире, многие из украинских мореходов остались не у дел. Как результат, часть сменила сферу деятельности, а часть — решила попытать счастья за рубежом.
«Большинство украинских моряков работает в организациях под иностранными флагами», — рассказывает Ukraina.ru председатель правления Благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль»» Анна Муругова.
Украинские моряки, как и любые другие гастарбайтеры, могли попасть к недобросовестным работодателям, подчас трудились в нечеловеческих условиях или шли на работу туда, куда отказывались идти представители более благополучных стран.
На сайте «Ассоли» много найти много историй о том, как украинские моряки вынуждены были добираться домой из самых разных уголков Земли после того, как их обманывали недобросовестные работодатели.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Заробитчане, а не террористы: за что задержали украинцев в Испании
К примеру, недавно в Одессе осудили мошенницу, которая зарегистрировала свыше 20 поддельных крюинговых агентств. Такие агентства набирают команды на корабли, по сути — это кадровые агентства для моряков.
Впрочем, и легальные работодатели не всегда выполняют свои обязательства перед моряками. И тем приходится добираться домой за свой счет или выбивать зарплаты и компенсации.
Сейчас, по данным Международной палаты судоходства, Украина находится на шестом месте среди стран, поставляющих мировому флоту моряков. В 2015 году 69 тыс. моряков, бороздивших моря и океаны, были украинцами. При этом офицеров среди них было больше половины — 39 тыс. Россия занимает в этом списке четвертое место, поставив миру 97 тыс. моряков.
При этом не все моряки постсоветского пространства входят в профсоюзы. Так было и «Героями Арсенала».
«К сожалению, они (россияне — члены экипажа «Героев Арсенала») нашими членами не являются», — рассказал в комментарии Ukraina.ru представитель Российского профессионального союза моряков в Севастополе Артем Боев.
Он также заявил, что в Керченском проливе случаются ветра, и обратил внимание на то, что судно могло быть устаревшим.
Фактор устаревания судна действительно является одним из ключевых в случившейся трагедии.
Утиль на ходу
В «Ассоли» отмечают: потерпевшее крушение судно было устаревшим и по-хорошему вообще не должно было бы использоваться.
«Это судно 1980 года. Это возрастное судно. В идеальном варианте оно должно пройти утилизацию. Но, к сожалению, это те суда, которые перепроданы на аукционах, либо проданы нашими судовладельцами за небольшие деньги. Район их плавания — Черное, Средиземное море в такие периоды времени, как весна, лето», — говорит Муругова.
Примечательно, что «Герои Арсенала» всю свою историю до 2013 года было сначала советским, а затем и украинским судном: им владело Украинское речное пароходство («УкрРечФлот»). Затем судно выкупили турки из Gunes Shipping.
Муругова поясняет сезонность использования судов такого типа тем, что зимой и осенью, когда на море учащаются шторма, такие суда использовать небезопасно. Как пример она приводит крушение близ Стамбула в 2012 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Морская болезнь: как Украина поставляет моряков контрабандистам
Тогда перевозивший уголь из России в Анталью сухогруз перевернулся и затонул. Команда судна состояла из 12 человек: одного россиянина и 11 украинцев. Погодные условия были настолько непростыми, что при проведении поисково-спасательной операции погибли и турецкие спасатели.
При выпуске судна на маршрут это должны были учитывать. Как и другие факторы.
«Судно должно пройти досмотр и получить разрешение на выход в море. Кроме того, нужно обратить и на количество груза на борту, как он был погружен. В любом случае, оценку произошедшему должны дать эксперты», — поясняет Муругова.
В Российском профессиональном союзе моряков более категоричны.
«Обычно суда турецких компаний эксплуатируются до последнего, техническое снабжение на них не всегда поставляется должным образом. Очень часто бывает так, что при необходимости ремонта судна он оформляется лишь на документах, а по факту никаких работ не делается. Могу предположить, что сухогруз «Герои Арсенала» эта участь не обошла. Характер крушения — по последним данным, судно переломилось в районе надстройки — эту догадку подтверждает», — говорится в распространенном профсоюзом заявлении председателя Азово-Донской территориальной организации РПСМ Леонида Глушака.
Аналогичного мнения придерживается председатель Балтийской региональной организации РПСМ Александр Бодня.
«Не зря Черное море получило название «море позора». Суда там ходят под удобным флагом, большинству из них уже очень много лет: эти посудины не отвечают требованиям безопасности и давным-давно должны были быть списаны», — отметил он.
С моряками оказались солидарны и в Следственном Комитете РФ. Там по факту крушения судна возбудили уголвное дело по статье 263 Уголовного кодекса РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта». По предварительным данным, судно могло иметь замечания по части технического состояния.
Однако украинские моряки не прекратят идти на такие суда.
«Рынок труда крайне ограничен сегодня и они (украинские моряки — ред.) вынуждены соглашаться с любыми условиями труда, в том числе и нелегальными», — рассказывал в свое время Ukraina.ru крымский политик, главред ИА NewsFront Константин Кнырик.
А значит, подобные трагедии и дальше будут повторяться.