С 12 по 15 сентября жизнь в небольшом прибрежном поселке заиграла новыми тонами: шум прибоя дополнился джазовыми переливами, морской бриз зазвучал нотами блюза, а галька под ногами зашуршала под ритмы свинга и фьюжена. В эти дни Коктебель по традиции принял под сводами крымского неба почитателей музыки, которая всегда была символом свободы и самобытности.
Широкая сцена с красно-рыжим лучистым солнцем — символом «Koktebel jazz party». Улыбающаяся разномастная толпа: кто в кедах и футболках, кто в романтичных платьях а-ля 60-е, кто с пледом, кто с туристическим ковриком. Длинная береговая линия, с одной стороны — холмы, с другой – бескрайняя полоса извилистого пляжа. Примерно такая картина осталась в памяти тех счастливчиков, кому удалось попасть на 12-ый фестиваль джаза в Коктебеле.
Koktebel jazz party был впервые организован еще в 2003 году Дмитрием Киселевым, Лилией Млинарич, Владимиром Соляником и Кириллом Вышинским. Начинался он как небольшой «капустник», когда музыканты и организаторы жили в палатках у подножия древнего вулкана Кара-Даг. За одиннадцать лет фестиваль приобрел широкую известность и стал практически основным местом встречи поклонников музыки Луи Армстронга, Чарльза Паркера и Бориса Виана со всего мира. 12-ый фестиваль был организован под патронажем международного информационного агентства «Россия сегодня» при поддержке Министерства культуры РФ.
«Я вместе со своими украинскими друзьями организовал фестиваль "Джаз Коктебель" в 2003 году<…> В связи с понятными событиями ребята были вынуждены перенести его в Одесскую область. Коктебель не может остаться без джаза, и с Koktebel Jazz Party джаз получает в Коктебеле новое дыхание».
© Дмитрий Киселев
В этом году одна часть фестиваля переехала в Одессу, другая осталась в Коктебеле. По признанию Дмитрия Киселева, из-за политических вопросов организация концерта в Крыму была сопряжена с некоторыми трудностями. Например, пришлось все делать в очень сжатые сроки – буквально за три месяца. Было непонятно, сколько людей соберется на фест. Однако несмотря на пессимистичные прогнозы самих организаторов, было продано более 3000 однодневных билетов и 1500 абонементов на все дни концертов, и все деньги от продаж ушли на нужды Крыма.
Что такое Джаз-фестиваль для Коктебеля? Это второе дыхание затихающей курортной жизни Причерноморья: ощутимый наплыв туристов, хорошая прибыль для торговцев сувенирами и новый виток работы местных экскурсионных компаний. В течение тех трех-четырех дней пока длится праздник музыки, поселок заполняется символикой Koktebel Jazz Party: эко-сумочки, рюкзачки, футболки, бейсболки, магнитики, разрисованные камни и прочее. Люди на улице спрашивают друг друга: «Ты был вчера на фесте?», «Собираешься сегодня?», «Как тебе выступающие?», «Слышал, как отработали музыканты из Бразилии (Америки/Британии/др)?» и т.д. Суета, веселье, светлая грусть по уходящему лету, джаз.
«Крым демонстрирует новую энергию, и мы хотим влить еще больше энергии, энергии джаза. Это очень честная музыка, которую невозможно играть под фанеру. Это то, что нужно сегодня, мне кажется, всему миру в отношении Крыма и России. В этом и состоит наш главный посыл», — говорил Киселев на открытии Фестиваля.
И действительно, джазовое настроение захватило весь Коктебель. В этом небольшом поселке, притаившемся среди гор Кара-Даг и Узун-Сырт, звучал джаз в самых разных проявлениях с трех сцен.
Центральная площадка с Главной сценой под открытым небом собрала самых ярких звёзд джаза – тут выступали звезды фестиваля и хедлайнеры. Практически «спиной к спине» к Главной сцене расположилась Открытая сцена, на которой выступили молодые таланты. Она стояла неподалеку и была обращена лицом к главной набережной Коктебеля. Третья сцена в саду дома-музея Максимилиана Волошина стала площадкой для зажигательных джем-сейшенов.
«Наш фестиваль, в отличие от фестивалей прошлых лет, более джазовый. Все-таки последние годы тот фестиваль немного "опопсел". Мы делаем серьезную именно джазовую программу».
© Михаил Иконников, арт-директор фестиваля
За время джазовых концертов на сценах Koktebel Jazz Party выступили 120 музыкантов из разных стран. Министр культуры РФ Владимир Мединский, который также присутствовал на фестивале, заявил, что этот «международный джазовый фестиваль является важным событием не только для Крыма, но и для всего мира джаза». А еще он с удовольствием отметил, что политические игры не повлияли на выбор приглашенных из-за рубежа музыкантов.
Отвечая на вопросы журналистов, были ли отказы музыкантов из-за нынешней политической ситуации в мире, арт-директор Иконников сказал: «Единственный отказ был по этой причине от кубинских музыкантов. Проблема в том, что часть этого кубинского состава живет в Европе. Лидер мог приехать, а часть коллектива — нет».
«Мы рады, что, несмотря ни на какие политические изменения, фестиваль продолжается, более того — становится все более масштабным, популярным и интересным. Еще он привлекателен и для туристов».
© Владимир Мединский, министр культуры РФ
Участники фестиваля также были уверены, что никакая политика не способна остановить музыку, импровизацию, которая рождается прежде всего в душе:
Джамал Томас, The Jamal Thomas Band:
— Музыка — не политика. Мы ни секунды не сомневались, когда получили приглашение. Никакие политические факторы мы не принимали во внимание, потому что мы приехали играть музыку.
Алекс Бернатт, The Jamal Thomas Band:
— Я следил на Facebook за тем, как проходила организация фестиваля, как строили сцены. Поэтому я знал, что все замечательно, так оно и оказалось. Мы очень рады быть здесь.
Детлеф Хёллер, Club des Belugas:
— Насчет политического аспекта — мы здесь, чтобы создать эмоциональную связь между Европой и Крымом, а не какие-то политические вопросы решать. Поэтому для нас самое главное — эмоции и как они нас соединяют.
Валерий Пономарев:
— Это уже фестиваль мирового значения, и очень скоро он будет признан во всем мире. <…> Все, кто вчера были, музыканты, а это далеко не все участники, они поедут в свои страны и будут там об этом потрясающем событии рассказывать. Популярность будет огромная.
Алина Владимирова