«Дважды приглашали к Сталину. Неман не поддавался». Как в Харькове создавали советские самолёты - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Дважды приглашали к Сталину. Неман не поддавался». Как в Харькове создавали советские самолёты

Читать в
До революции территория нынешней Украины была одним из важнейших центров авиастроения в Российской империи. В Киеве князь Александр Кудашев поднял в воздух первый самолёт отечественной постройки, тут же начинал работать Игорь Сикорский. В Одессе предприниматель Артур Анатра построил целый авиазавод.

Советские власти тоже уделяли немало внимания развитию авиапромышленности на территории Украины. В 1920 году был открыт Киевский авиазавод, а в 1926-м — Харьковский. Эти предприятия существуют до сих пор. Тут работали талантливые авиаконструкторы, и не их вина, что прогремели не их имена, а их коллег, работавших в Москве. 

"Кудашев-1": Киев как родина российского авиастроения Первенец российской авиации, паровой самолёт Можайского, при всей своей революционности полноценным летательным аппаратом считаться не мог. Первый же настоящий самолёт российской конструкции взлетел 5 июня 1910 года на Сырецком ипподроме в Киеве. Аппарат, построенный князем Александром Сергеевичем Кудашевым, безыскусно назывался "Кудашев-1"

Одним из таких талантливых конструкторов стал харьковский профессор Иосиф Григорьевич (Гиршевич) Неман. Родился он 26 февраля 1903 года в Белостоке Гродненской губернии в семье столяра и швеи.

Революция дала Неману, как и десяткам тысяч других выходцев из еврейских местечек за чертой оседлости, надежду на гражданские права. Для начала он вступил добровольцем в Красную армию, работал политработником в 4-й армии, политуправлениях Харьковского и Украинского военного округов.

Видимо, именно в качестве представителя армии и одновременно партии он был направлен в конструкторское бюро Константина Калинина. Калинин начинал работать в Киеве, где разработал пассажирский самолёт К-1, а в 1926 году переехал в Харьков, где стал главным конструктором Харьковского авиазавода имени Совнаркома Украинской ССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть» (с 1932 года — Харьковский завод опытного самолётостроения, а с июля 1934-го — завод № 135 Главного управления авиапромышленности Наркомата тяжёлого машиностроения СССР, сейчас — Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие).

Тут он создал ещё несколько самолётов, причём пассажирская машина К-5 выпускалась серией в почти триста штук и долгое время была основной моделью на внутренних линиях Аэрофлота. В 1933 году им был построен семимоторный самолёт-гигант К-7, взлётным весом 40 тонн. К сожалению, этот незаурядный конструктор был арестован и расстрелян в 1938 году. 

Игорь Сикорский
Исторический миф: «московский инженер» Игорь Сикорский — украинецОбострения, связанные с Сикорским, обычно происходит в начале июня, в годовщину его рождения. В этом году благодаря словам президента Украины Владимира Зеленского о «знаменитом украинце» произошел своеобразный «фальстарт». 25 мая - дата рождения Сикорского по старому стилю, поэтому правильнее и корректнее будет отмечать ее сегодня, то есть 6 июня

Неман принимал участие в разработке самолётов Калинина и одновременно учился в Харьковском технологическом институте, который и закончил в 1929 году. После этого он пошёл на преподавательскую работу и заведовал кафедрой конструкций самолётов в Харьковском авиационном институте (собственно, это было место его работы до смерти в 1952 году). Неман активно занялся проектированием максимально обтекаемых самолётов, причём дешевизны ради активно использовал в конструкциях древесину (дефицит авиационных сплавов давал о себе знать вплоть до конца войны, поэтому, например, плоскости и каркас хвостовой части «летающих танков» Ил-2 делались из дерева).

В 1936 году освободилось место главного конструктора завода №135. Судя по всему, Калинина «подвинули» за «вредительство» ещё до того, как арестовали. Впрочем, он изначально был «человеком ненадежным» — из дворян. Пост занял Неман. При этом он не оставил и заведование кафедрой в ХАИ — уже по совместительству.

Под руководством Немана в Харькове были разработаны и построены ряд самолётов. Интересно, что Неман активно привлекал к конструкторской деятельности студентов и инженеров Научно-исследовательского сектора ХАИ.

В 1932 году взлетел ХАИ-1 — первый серийный многоместный (6 пассажиров) пассажирский самолёт в Европе, преодолевший скорость в 300 км/ч и первый серийный советский пассажирский самолёт с убирающимися шасси. Заодно — первый самолёт КБ Немана и первый самолёт, который строился на заводе №43 в Киеве (сейчас — «Авиант»).

Всего этих самолётов было выпущено 43 штуки, они использовались на трассах Москва-Симферополь, Москва-Ташкент, Москва-Харьков, Москва-Минводы, Ростов-Краснодар и других до конца 1940 года. ХАИ-1 был признан лучшим в Аэрофлоте по скорости, грузоподъёмности и экономичности. Два самолёта были переоборудованы в учебные бомбардировщики ХАИ-3. За разработку ХАИ-1 Неман был награждён орденом Красной Звезды. 

«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации1 октября 1931 г. торжественно открылся один из главных промышленных гигантов первой пятилетки. К завершенному в рекордные сроки строительству приложили руку харьковские красноармейцы, американский инженер получил за него «крест Ленина», а никто из первых руководителей завода не дожил даже до его десятилетия

Наиболее удачным самолётом КБ Немана был ХАИ-5, принятый на вооружение ВВС РККА под индексом Р-10. Это был популярный в те годы одномоторный универсальный самолёт, который при надобности мог быть разведчиком, бомбардировщиком, штурмовиком, корректировщиком, самолётом связи, а при особо благоприятных условиях даже и истребителем. Широкое распространение таких машин почти во всех армиях мира было связано с чисто экономическими соображениями — самой дорогой частью тогдашних самолётов был двигатель, а двухмоторные самолёты не настолько превосходили одномоторные по характеристикам, как можно было подумать исходя из цены.

Р-10 строился в значительной степени под мотор — СССР купил лицензию на производство французского Gnome-Rhone «Jupiter» VI, который производился в СССР под индексом М-22. Мощность мотора составляла 480 лошадиных сил. Однако вскоре стало понятно, что этот двигатель слабоват, и в 1936 году самолёт перепроектировали под американский Wright Cyclone SGR-1820, который производился под индексом М-25 (635 л.с.). Однако и этот мотор был слабым — заказчик рассматривал новые универсальные самолёты с моторами М-62 и М-88 (проект «Иванов», с ударением на «а»), а Р-10 должен был остаться переходной машиной.

Тем не менее, начальник ВВС РККА Яков Алкснис опробовал Р-10 в полёте, одобрил его и указал, что «самолет по своим боевым свойствам и лётно-тактическим данным заслуживает того, чтобы его производить в большом количестве на вооружение наших войск и разведывательной авиации и всемерно форсировать его производство. Самолет деревянной конструкции, а потому его производство возможно не только на заводах ГУАПа, но и на заводах сельскохозяйственных машин».

Самолёт с гладкой фанерной обшивкой разгонялся до 370 км/ч (у его предшественника — биплана Р-5 скорость составляла всего 244 км/ч), поднимал 300 кг бомб и был вооружён тремя пулемётами (два для стрельбы вперёд, один оборонительный на турели). На ХАИ-5 впервые в СССР осуществили дистанционное управление люками бомбового отсека с использованием блокировки управления створок и управлением сбрасывания бомб.

Одновременно разрабатывался скоростной невооружённый фоторазведчик ХАИ-6. Он показал неплохие характеристики, но военным безоружная машина не понравилась.

С 1936 по 1940 годы в большой серии выпущено 493 машины ХАИ-5. Самолёт производился в Харькове и в Саратове (с 1937 года), где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн». Самолёты активно использовались в военных конфликтах 1939-40 годов и во время Великой Отечественной войны (до 1944 года).

До 60 машин были переданы в Аэрофлот, где использовались как пассажирские (на три места) под индексом ПС-5.

Впрочем, военных Р-10 устраивал не до конца, поскольку имел недостаточную скорость (он уступал самолёту Р-9 Сергея Кочеригина с неубирающимся шасси) и, главное, им был нужен специализированный штурмовик. 

Танковый завод имени Малышева в Харькове
Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницейДвадцатые годы прошлого века — начало бурного развития промышленности, в том числе и оружейной. Страна напрягла все силы, выполняя наказ Сталина о необходимости сократить технологическое отставание в сто лет за десять. Промышленным флагманом стала Украина

Неман пошёл по пути наращивания мощности мотора и замены крыла с деревянного на частично металлическое. В рамках этого проекта небольшой серией были выпущены несколько самолётов ХАИ-51 и 52, чьё вооружение состояло из семи пулемётов и 400 кг. бомб.

В это время наметилось определённое недопонимание со Сталиным.

Конструктор Соломон Жолковский вспоминал: «Дважды приглашали Немана к Сталину по вопросу о переходе на металлическое самолетостроение и о переводе нашего ОКО в Москву. Там были Ворошилов, Молотов, Ежов и др. Неман не поддавался уговорам. В конце совещания Ворошилов воспользовался временным отвлечением Сталина телефонным разговором, отвел Немана к окну и советовал Неману не спорить. Но Неман отказался. По приезде в Харьков Неман тут же начал составлять докладную записку в ЦК, Сталину, где горячо защищал дерево, предлагал начать освоение бамбука, дающего хорошие перспективы по облегчению веса и по созданию новой технологии массового крупносерийного производства деревянных самолетов».

Увы, в 1938 году в КБ Немана начались репрессии. Формальным поводом к активности НКВД было медленное развёртывание серийного производства самолёта и падение одной из машин во время сдаточных испытаний. К тому же перед первомайским парадом разбился Р-10 замначальника ВВС РКК Якова Смушкевича, который получил тяжёлые травмы — причиной аварии стал недосмотр техника, не открывшего кран маслопровода.

11 декабря 1938 года Неман был арестован и осуждён на пятнадцать лет лагерей за «организацию вредительства на заводе и как агент зарубежной разведки». Конкретно ему инкриминировалась неполная готовность Р-10. 

Впрочем, на Колыму Немана не отправили, а использовали по назначению — в мае 1939 года он попал в ЦКБ-29 НКВД — знаменитую «туполевскую шарагу». Там он работал над самолетом Ту-2 до 19 июля 1941 года, когда постановлением Президиума Верховного Совета СССР был освобожден со снятием судимости.

Как харьковская дворянка стала героем Советского СоюзаВ эти дни, 80 лет назад стало понятно, что мировой рекорд дальности беспосадочного женского авиаперелета принадлежит советскому экипажу. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова за 26 часов 29 минут покрыли расстояние в 6450 километров. Но это не первый и не последний рекорд на счету Валентины Степановны.

После освобождения работал заместителем Владимира Мясищева (создателя первого советского реактивного межконтинентального бомбардировщика М4) на заводе № 22 в Казани.

После войны вернулся в Харьков, где преподавал в ХАИ. Вписаться в реактивную эру конструктор деревянных самолётов не смог.

18 ноября 1952 года Неман умер от лейкемии. В ноябре 1952-го была запланирована защита докторской диссертации, которая не состоялась из-за его смерти — профессор не был доктором наук…

Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 5 ноября 1955 года Неман реабилитирован.

В 1977 году в Харькове был построен самолёт-амфибия «Профессор Неман».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала